Старый 06.08.2023, 11:42   #16
Андрей С.
 
Рег-ция: 06.04.2003
Сообщения: 5,035
Благодарности: 712
Поблагодарили 1,756 раз(а) в 1,093 сообщениях
По умолчанию Ответ: Поляризация и фокусирование

Всё же прекрасно, что Вы поднимаете здесь все эти вопросы! Лично для меня это очень полезно, а тема единства противоположностей/полярностей особенно, т.к. она действительно очень трудная, и поэтому требует постоянного упражнения.

Мне кажется, что, говоря о поляризации, мы в общем-то имеем ввиду одно и то же. Но я вступил в разговор по этой теме, чтобы сделать акцент на том, что поляризация не является первичным фактом, что она возможна лишь на базе некого изначального единства.
Вы привели хороший пример с голографическим изображением на плоскости. Чтобы эта «какофония мазков и бликов» сложилась в единое изображение, необходимо, как мне кажется, чтобы это единство уже было где-то в вашей душе. Сначала вы его там находите, и только потом вы начинаете правильно различать(поляризовать) это буйство линий и красок, слагать/творить (т.е. правильно поляризовать) их в гармоничное изображение/творение. Если не положить это единство изначально в основание поляризации, то, либо получится искаженное изображение, либо вообще творение не получиться.

Я вижу таким образом себе этот процесс и, на мой взгляд, приведенный Вами фрагмент Гераклита из платоновского «Пира» прекрасная иллюстрация этого.
Цитата:
Пир, 187а: Он говорит, что единое, «расходясь, само с собою сходится», примером чего служит «гармония лука и лиры». Причем подчеркивается, что «нелепо утверждать, что гармония — это раздвоение или что она возникает из различных начал.» И далее, 187с: «в самом строении гармонии и ритма нетрудно заметить любовное начало, и любовь здесь не двойственна
Т.е., когда Гераклит говорит о гармонии между луком и лирой, он имеет ввиду не некую структуру или смесь, составленную из двух начал, но такое слияние воедино, где оба предмета суть одно. Если взять графические символы лука (Λ) и лиры (V), то они сливаются таким образом, что становятся неразличимыми. Т.е. они, конечно, могут быть различены нами, но только понятийно, будучи «поляризованы» в нашем сознании как две противоположно направленные кривые – выгнутая и вогнутая, в зависимости от того как мы смотрим, но по природе они есть одно и то же.
Таким образом, символы войны и мира, «лук и лира» в этом фрагменте Гераклита, «сходятся сами с собой», т.е. сливаются воедино вплоть до неразличимости. Война и мир – это два аспекта одного и того же космического процесса, всё зависит от того, как на него посмотреть.

Теперь возвращаясь к словам Гёльдерлина о цветке, как символе этого изначального целого или единства. Разъять, т.е. различить и познать цветок во всей его красоте, увидеть его как симфонию множества деталей, может только тот, в ком уже есть идея цветка как некой единой гармонии и красоты. Только такой человек во всей полноте может знать красоту цветка, или даже повторить её в своем творчестве/поляризации. Именно поэтому я писал ранее, что, по моему мнению, изначальное единство есть ключ или рычаг, с помощью которого человек получает доступ к подлинному творчеству через поляризацию этого изначального единства.
Кстати, в процитированном выше отрывке из «Пира» Платон так и говорит, что хотя сама в себе гармония и не двойственна, но «когда гармонию и ритм нужно передать людям, то есть сочинить музыку, либо правильно воспроизвести уже сочиненные лады и размеры, тогда эта задача трудна и требует большого искуссника», 187d.

Пожалуй, всё на этом. Повторюсь, что в основном я понимаю и принимаю то, о чем Вы пишите, но по-другому расставляю акценты в этой теме поляризации, в надежде быть понятым, не более того…

Последний раз редактировалось Андрей С., 06.08.2023 в 11:47.
Андрей С. вне форума  
Показать ответы на данное сообщение Ответить с цитированием Вверх